Эраст Попов

Эраст Алексеевич Попов родился 3 сентября 1926 года в с. Глотово Усть-Вымского (ныне Удорского) района Коми АССР в семье учителей. В 1930 году его отца перевели в д. Сторожевск на должность директора школы, в 1932 году вся семья переехала в Сыктывкар.

В 1944 году Алексей Алексеевич (отец) погиб на фронте. Мать, Серафима Михайловна, много лет занимала должности в Министерстве культуры Коми АССР и сделала очень много для развития культуры и искусства региона. В 1938 году она была назначена начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. За годы работы на этом посту по ее инициативе в республике были созданы коллективы, которые по сей день являются основополагающими в отрасли: ансамбль песни и танца «Асъя кыа», первая музыкальная школа, музыкальное училище, Коми филармония, Музыкальный театр, Воркутинский театр кукол.

С 1934 по 1938 годы Эраст Попов учился в школе №4 г. Сыктывкара, начальные классы которой окончил с похвальной грамотой, с 5-го класса учился в городской школе №2, где окончил 9 классов. В июне 1943 года будущий артист и режиссер поступил в III Сыктывкарскую Театральную Студию (художественный руководитель – Николай Дьяконов), учеба в которой совмещалась с работой в Республиканском драматическом театре. В 1944 году он был зачислен во вспомогательную труппу театра. За годы обучения он неоднократно премировался за различные достижения. Эраст Попов, по мнению педагогов и сокурсников, был одним из самых талантливых учеников в студии. Кроме актерского дарования он обладал хорошими вокальными данными, поэтическими способностями и художественным даром. Незаурядные способности, природное чутье вскоре подсказали начинающему актеру, что успех любого спектакля зависит не только от содержания пьесы, ее постановки и игры актеров, но и во многом от работы художников, декораторов, костюмеров, гримеров и т.д. Именно тогда он серьезно увлекся рисованием и, уже будучи режиссером, не раз оформлял разные спектакли. 

8 февраля 1947 года Эраст Попов окончил студию с присвоением II категории I группы и продолжил работу в основной труппе драматического театра. В этом же году он экстерном сдал экзамены за 10-й класс. После Э. Попов пробует себя на режиссерском поприще – целый год работает режиссером на радио в Республиканском комитете по радиовещанию, совмещая с работой в театре. За это время он создает целый ряд (около 100 ролей) интересных, ярких образов в постановках по произведениям национальных и русских авторов. Среди них: Иван («Бесприданница» А. Островского, 1946), Редька («В степях Украины» А. Корнейчука, на коми языке, 1946), Людвиг («Под каштанами Праги» К. Симонова, 1947), Дорохин («Старые друзья» Л. Милюгина, 1947), Туркенич («Молодая гвардия», инсценировка Н. Охлопкова по мотивам романа А. Фадеева, 1947), Рублев («Младшая сестра» И. Назарова, 1948), Кудряш («Гроза» А. Островского, на коми языке, 1948), Егоркин («Губернатор провинции» братьев Тур, 1948), Бакин («Таланты и поклонники» А. Островского, 1948), Игорь («Сын» В. Поташева, 1949), Юрий Поднебеско («Счастье» П. Павленко, 1949), Саня Григорьев («Два капитана» В. Каверина, 1949), Антон («Юность отцов» Б. Горбатова, 1949), Усков («Солнечный дом», 1949), Кирсанов («Евгений Базаров» Леонидова по роману И. Тургенева, 1949), Мешем («Стакан воды» Э. Скриба, 1949), Флюгель («Свежий ветер» В. Собко, 1949), Людвиг («Побег», 1949), Федерико («Собака на сене» Л. де Веги, 1949), Ливио («Ванина Ванини» Ф. Стендаля, 1949), Яркин («Вторая любовь» Е. Мальцева, 1950), Федя Морозов («Мирное время», 1950), Андрей («Девочки» В. Пановой, 1950), Володя Ульянов («Семья» И. Попова, 1953), Сергей («Девицы-красавицы» А. Симукова, 1953), Курочкин («Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, 1953), Вася Пелев («Сельские вечера» В. Аксенова, 1953), Дукельский («Порт-Артур» А. Степанова, 1953), Евгений («День рождения» Д. Щеглова, 1953), Мариус («Отверженные» инсценировка по В. Гюго, 1953), Аркадий («В добрый час» В. Розова, 1953), Тадеуш («Ночь испытаний» Е. Люнтовского, 1953), Треплев («Чайка» А. Чехова, 1953), Геннадий, Олег («В поисках радости» В. Розова, 1953) и др.

В апреле 1959 года, спустя почти год после создания, музыкальный театр был объединен с драматическим. В это же время Эраст Попов вместе со своим другом и однокурсником Леонардом Ильчуковым принимает решение перейти в музыкальную часть коллектива. Такой шаг был продиктован желанием артиста серьезно заниматься режиссурой, которой он увлекся еще в студенческие годы. На сцене музыкального театра как артист он исполнил более 15 ролей, среди которых: Зупан («Марица» И. Кальмана, 1959), Граф Кутайсов («Холопка» Н. Стрельников, 1959), г-н Кляк («Вольный ветер» И. Дунаевского, 1959), барон Зетта («Веселая вдова» Ф. Легара, 1959), Шварцвассер («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1959) и др.

В феврале 1961 года Эраст Попов окончательно переходит в штат уже существующего отдельно Республиканского музыкального театра, совмещая работу артиста и очередного режиссера. А уже в октябре 1962, продолжая работать в труппе, получил назначение на должность главного режиссера, которую занимал до 1973 года. С января по июль 1965 года Эраст Попов проходил полугодичные стажерские режиссерские курсы при Московском театре оперетты под руководством главного режиссера, заслуженного деятеля искусств Георгия Павловича Анисимова. Во время курсов, весной 1965 года, в Москве была организована Всесоюзная лаборатория музыкальных режиссеров при Министерстве культуры СССР, РСФСР и ВТО, куда Э. Попов был принят. Эта лаборатория являлась неофициальным высшим учебным заведением страны в области музыкальной режиссуры и собирала весьма ограниченное число своих членов три раза в год, проводя занятия на базе лучших театров Москвы, Ленинграда, Свердловска (Екатеринбурга), Воронежа, Тарту и др. городов. Осенью 1967 года Эраст Попов поступает на заочное отделение Московского Государственного института театрального искусства, которое оканчивает по специальности театроведение. В 1981 году отдельным изданием выходит его дипломная работа «Народный артист П. А. Мысов».

Всего за время работы в музыкальном театре Э. Попов стал автором более 20 постановок, первой из которых стала оперетта на музыку Николая Стрельникова «Холопка» (1960). Именно ее успех открыл для Э. Попова реальную возможность полноценно заниматься постановочной работой. Режиссерские работы Э. Попова: восстановление в новой сценической редакции оперы «Травиата» (Дж. Верди, 1960), «Морской узел» (Е. Жарковский, 1960), «Вольный ветер» (И. Дунаевский, 1961), «Летучая мышь» (И. Штраус, 1962, совместно с И. Л. Орловским), «Сильва» и «Последний чардаш» (И. Кальман, 1962 и 1964), «Веселая вдова» (Ф. Легар, 1964), «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу, 1965), «Принцесса цирка» (И. Кальман, 1968), водевиль-сказка «Тидль и Дудль» (Л. Платонов, Я. Перепелица, 1963), «Севастопольский вальс» (К. Листов, 1966), «Девушка с голубыми глазами» (В. Мурадели, 1966), «На рассвете» (О. Сандлер, Г. Плоткин, 1967). За последние три работы на Всероссийском смотре профессионального искусства республики был награжден дипломом I степени. Также Э. Попов выступал режиссером-постановщиком торжественных и праздничных концертов. Юбилей концерт, посвященный 50-летию Советской власти (совместный сценарий и постановка с заслуженным деятелем искусств Коми АССР И. М. Старцевой, 1967), был отмечен Почетной грамотой Совета Министров Коми АССР. В качестве не только режиссера, но и автора либретто (драматурга) создал «У нас на севере» (постановка совместно с И.Н. Кривошеиным, 1959) и первую коми оперетту «Песни к звездам» (Я. Перепелица, 1963. В поздней редакции – «Ни пуха, ни пера»).

Спектакли Э. Попова всегда отличала четкая мысль и интересные режиссерские решения «с выдумкой». Коллеги отмечали, что Э. Попов очень умело сочетал творческую работу и организационную: понимая необходимость роста (развития) и внешней оценки, он активно знакомил музыкальных критиков с деятельностью театра. Как режиссер и человек Э. Попов был очень тактичен по отношению к актерам. У многих из них до сих пор сохранились программки, где рукой режиссера написаны целые благодарственные поэмы за хорошую игру, за большой труд, за весь спектакль в целом. При его непосредственном участии увидели свет такие постановки, как национальные оперы «Гроза над Усть-Куломом» (Г. Дехтярев, 1960) и «Домна Каликова» (Б. Архимандритов, 1967), национальный балет «Яг-Морт» (Я. Перепелица, 1961).

Помимо основной работы в театре Эраст Попов вел большую работу с самодеятельными художественными коллективами. Он часто выезжал в районы республики, где оказывал практическую помощь народным коллективам, в том числе в режиссуре концертов-смотров. За большую работу с такими коллективами Э. Попову было присвоено звание Лауреата Республиканского смотра самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Октября.

1 декабря 1973 года Эраст Попов был освобожден от должности главного режиссера в связи с назначением на пост первого заместителя министра культуры Коми АССР. В правительстве он проработал два года, а затем вернулся туда, где начинался его творческий путь, в Республиканский драматический театр. Несмотря на болезнь, он работал здесь в должности режиссера. Поддержкой и верной опорой до последних дней жизни была его жена – солистка Республиканского музыкального театра Валентина Ищенко. Эраста Попова не стало 16 августа 1986 года.

Награды и звания:

23 октября 1948 года отмечен Почетной грамотой Обкома ВЛКСМ в связи с 30-летием ВЛКСМ.

30 апреля 1949 года награжден Почетной грамотой Обкома ВЛКСМ за исполнение роли Антона в спектакле «Юность отцов» (Борис Горбатов, 1949).

30 августа 1949 года награжден Почетной грамотой Управления по делам культуры Министерства культуры Коми АССР.

2 января 1951 года отмечен Почетной грамотой Верховного Совета Коми АССР в связи с юбилеем театра.

2 января 1951 года награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР.

18 февраля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР удостоен звания «Заслуженный артист Коми АССР» за заслуги в развитии искусства.

В 1969 году удостоен звания «Народный артист Коми АССР».

В 1981 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

В 1982 году удостоен звания лауреата Государственной премии Коми АССР за постановку спектакля «Красное и коричневое» (И. Радоев, 1982).

За постановку спектакля «Две пригоршни по мелочи» (П. Мюллер) награжден Большой памятной медалью и дипломом Министерства культуры Венгрии.

Евгения Цветкова


Эраст Попов

Возврат к списку